Избирком Курской области

Как говорить с ребёнком о людях с инвалидностью?

16 марта

144

0

Психолог детского сада “Солнышко” Елена Решетюк рассказывает детям о людях с ОВЗ

Люди с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в особой поддержке. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов, «инвалидность — это эволюционирующее понятие, она является результатом взаимодействия, которое происходит между имеющими нарушения здоровья людьми и отношенческими, средовыми барьерами и которое мешает их полному и эффективному участию в жизни общества наравне с другими».
Говоря об инклюзивном обществе, важно понимать, что инвалидность — уже не медицинское, а социальное понятие, подразумевающее, что имеющие её люди сталкиваются с препятствиями или ограничениями для полноценного участия в общественной жизни. В инклюзивном обществе уважают тот факт, что все мы разные и некоторые из нас имеют особенности или нарушения.
Людям с ОВЗ требуется больше внимания и заботы, чем остальным, и наиболее часто они нуждаются в нашей тактичности, понимании и доброте, ведь их очень легко ранить, к примеру, неуместным вопросом или фразой. Бестактность допускают ненароком и взрослые люди, а уж дети с их непосредственностью и любопытством — мастера создания неловких ситуаций. Все победы и поражения человеческого общества берут начало в семье. Дети смотрят на мир через призму восприятия родителей, и от того, что мы, взрослые, воспитываем в себе, зависит и то, чему мы учим детей. Сегодня поговорим о том, как простым языком объяснять ребёнку (а иногда — и самим себе) сложные вещи, прививая милосердие и такт.

Принцип «Сначала человек»

Это означает, что в первую очередь мы видим личность с её индивидуальностью, интересами, а уже потом — специфические особенности и нарушения. Понять этот принцип помогают формулировки. Корректно — человек с аутизмом, человек в инвалидной коляске. Некорректно — формулировки, отталкивающиеся от диагноза, — аутист, колясочник.
Ребёнок, который задаёт вопрос, увидев человека в специальном кресле, вряд ли нуждается в длинном объяснении с упоминанием диагноза. Достаточно будет сказать, что это кресло помогает передвигаться. Обойдитесь без формулировок «не может ходить, слышать, видеть и т. п.», несущих негативную окраску.
Ваши приветливость и уважительное отношение к особым людям послужат примером для ребёнка.

Принцип равенства

Избегайте жалостливых взглядов, при необходимости предлагайте, но не навязывайте помощь. Объясняйте детям, что люди с ОВЗ — точно такие же, как и мы все, со своими желаниями и чувствами, со своими проблемами.
Доступно расскажите ребёнку о человеке с инвалидностью: «Такое иногда случается, если попадаешь в аварию», «Это кресло помогает девочке передвигаться», «Вот этот аппарат помогает дяде тебя слышать».
Расскажите ребёнку, что все люди разные. У одних людей светлые волосы, у других — тёмные, кто-то очень быстро бегает, а кому-то нужна помощь с передвижением, кто-то быстро запоминает, а для кого-то это сложно. У всех нас есть сильные стороны и трудности.
Важно дать ребёнку понять, что физические отличия других людей не опасны и не заразны.
Приведите примеры известных людей с инвалидностью, благо, их достаточно — Григорий Журавлёв, Диана Гурцкая, Валентин Дикуль, наши замечательные спортсмены-паралимпийцы.
Если ребёнок в замешательстве при встрече со сверстником с нарушениями развития, не уводите его в сторону и не ругайте. Помогите ему познакомиться и не заостряйте внимание на инвалидности. Ведь, несмотря на все особенности, общего у нас больше, чем различий.

Доступная среда

Милосердию учатся с детства

Невозможно узнать людей с особенностями развития, не сталкиваясь с ними в повседневной жизни. Поэтому создание доступной среды так важно. Это и инфраструктура для самостоятельного передвижения инвалидов (пандусы, специальная разметка на тротуарах и переходах и т.д.), и таблички со шрифтом Брайля, и условия для полноценной коммуникации с окружающими.
Взрослые, помните: инвалидность отличается от болезни. Болезнь характеризует медицинское состояние здоровья, а инвалидность — то, насколько общество рассчитано на безбарьерное существование в нём конкретного человека. И один из ключевых моментов интеграции в общество людей с ОВЗ — наша способность принимать, понимать их и учить этому детей.

Олеся Воловенко (по материалам Фонда «Обнажённые сердца»)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте так же