Медиаграмотность и школа

29 марта

72

0

Современный мир по праву называют миром массовых коммуникаций. В образовательные учреждения вторгаются информационные технологии, проектная деятельность, дистанционные формы воспитания и получения знаний, электронные искусства. Школьникам приходится сталкиваться с постоянно растущим потоком информации, они испытывают значительные трудности, когда им необходимо проявить поисковые навыки, самостоятельно критически оценить полученную информацию.
Г. М. Маклюэн отметил: «Чтобы быть по-настоящему грамотным, надо быть грамотным в мире медиа». Слова знаменитого канадского социолога сегодня, как никогда, актуальны. Вопрос о том, что такое медиаобразование, в чём его сущность и характерные особенности, стал в последние годы одним из самых дискуссионных в педагогической среде. В связи с этим значительно актуализируется проблема развития медиаграмотности школьников. Идеальный случай, если ребёнок растёт в семье, в которой родители педагогически грамотны и правильно выстраивают воспитательный процесс. Но далеко не все семьи обладают багажом необходимых педагогических знаний.
В этом случае высока роль образовательного учреждения. Педагоги помогают родителям ориентироваться в потоке информации. От того, как современная российская семья будет относиться к получаемой информации, которую предлагают многочисленные средства массовой коммуникации, каким образом эта информация воспринимается, оценивается и интерпретируется родителями детей, во многом будет зависеть и отношение к информационному потоку подрастающего поколения. Ведь именно взрослые являются первыми проводниками ребёнка в мир медиа, и могут оказать ему действенную помощь в отборе, полноценном восприятии медиаинформации, использовании развивающего и образовательного потенциала средств массовой коммуникации.
Возникает необходимость активного взаимодействия между семьёй и школой в формировании медиаграмотности и медиакультуры, начиная с младшего школьного возраста. Формирование медиакультуры предполагает развитие вкусов, интересов и потребностей детей в области кино, телевидения, видео, фотографии и других медиатекстов.

Медиа и здоровье

Известно, что современные медиа оказывают существенное воздействие на здоровье, развитие и эмоциональное состояние детей. С раннего возраста ребёнок начинает осваивать Интернет. Там он чувствует себя как рыба в воде. Это и средство развлечения, и средство доступа к миру информации. Уже в два года малыш может играть в простые игры. А в 8–12 лет дети становятся наиболее активны в Интернете. Уже в этом возрасте часто заводят свои персональные интернет-странички, некоторые ведут дневники-блоги. По сети они общаются как с одноклассниками, так и с виртуальными друзьями.
Плюсы Интернета состоят в том, что сеть предлагает образовательный и полезный опыт, правильное использование которого может улучшить их успеваемость в школе. Это вроде бы хорошо, ведь следует идти в ногу со временем. Но при этом дети не видят угрозы, которую несёт в себе глобальная сеть. Статистика выявляет: 9 из 10 детей в возрасте от 8 до 15 лет сталкивались с порнографией в сети, около 17% регулярно заглядывают на запретные ресурсы, примерно 5,5% готовы претворить увиденное там в жизнь. В результате дети и подростки по своей неопытности, отсутствии системы ценностей сталкиваются со «взрослой информацией», которая несёт угрозу и физическому, и психическому здоровью.

Оксана ЕНИНА, начальник отдела по опеке и попечительству

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте так же