https://службапоконтракту.рф/

Листая старую тетрадь

21 ноября

402

0

Знание истории своей страны, малой родины — это моральный принцип гражданина-патриота. Многим доводилось слышать рассказы бабушек, дедушек о стародавних временах. Это было увлекательно, поучительно, но со временем стёрлось из памяти, а жаль… Оказывается, есть люди, которым важно было сохранить воспоминания предков, продолжить летопись своими судьбоносными эпизодами. В редакцию нашей газеты обратился тимчанин, уважаемый человек Александр Солосёнков. Он предоставил бесценный материал о нашем крае. Это исторические справки, биографии интересных людей. Собрал их его близкий родственник Николай Сопов, уроженец села Леженьки. В нескольких номерах нашей газеты мы опубликуем труд этого человека.

IX-ВЕК— БЫЛ ВЕК ПАРА
ХХ-ВЕК — ВЕК МОТОРОВ
ВЕК ЭЛЕКТРИЧЕСТВА
ВЕК  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ В ВОЕННЫХ И МИРНЫХ ЦЕЛЯХ
ВЕК ОТКРЫТИЯ КОСМОСА ПЕРВЫМ КОСМОНАВТОМ ЮРИЕМ АЛЕКСЕЕВИЧЕМ ГАГАРИНЫМ
ВЕК БЫСТРОГО РОСТА НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И БЛАГОСОСТОЯНИЯ
НЕМНОГО ИСТОРИИ

Место, где сейчас располагается село Леженьки, раньше, в далёком прошлом, было покрыто сплошными лесами преимущественно дубовыми, также рощами осины, клёна и ясеня с берёзой. На территории лесных массивов располагается много разных ягодных кустарников: орешника, яблонь разнообразных сортов, груш, дуль, вишни, слив, особенно много тёрна и других. Всё это богатство широко и всесторонне использовалось и используется до настоящего времени в быту, сельском хозяйстве, разном домашнем рукоделии, приготовлении разнообразных напитков, варенья, пастил и прочих яств. Из дуба изготовляли главным образом все жилые и не жилые пост­ройки, заборы для ограждений от зверей, разбойников, сани, телеги, большие, кадушки по десять-двадцать вё­дер каждая для мочки капусты, яблок, грибов и др. Особенно дуб был незаменим при устройстве мостов, валов для ветряных и водяных мельниц. Другие породы леса — осина, берёза, ясень, клён и др. виды — шли на изделия домашней посуды — миски, ложки, тарелки, вилки и на лопаты, ручки к топорам, бороны, сохи, каталки, рубели, пральники, оглобли, столы, стулья, скамейки, полати, кровати, коники, лавки и другие мелкие изделия. Все хозяйственные постройки: амбары, сараи, хлева, пог­реба, шалаши, ограждения огородов, пастбищ для окота, разные художественные украшения — всё изготовлялось из этого леса. Население заготовляло жёлуди, орехи, малину яблоки, груши, тёрн, грибы. Заготовляли также дубовую и другую кору, для выделки разных красителей.
Впервые поселение не месте нынешних Леженек упоминается в начале 18 века. Из рассказа и воспоминания моей матери СОПОВОЙ АННЫ ПЕТРОВНЫ, а ей рассказывали её дед и прадед, короче, это повествование идёт от прапращура, жившего в конце 17 века и начала 18 века, который был одним из первых посе­ленцев в данной местности.
После великой победы в 1709 году над шведами под ПОЛТАВОЙ очень много офицеров и генералов отличились в боях, и в ознаменование одер­жанной победы молодой царь ПЁТР АЛЕКСЕЕВИЧ РОМАНОВ и Малые и Белые, Казанский и Астраханский и Всей великой РУСИ царь РЕШИЛ: отличившегося в боях под ПОЛТАВОЙ бомбардира Семёновского полка СОПОВA ЕЛИСЕЯ жаловать земельным отводом со всеми лесными, рыбными и другими угодьями на вечное пользование и поселение со своими родственниками без права оставления военной службы, с освобождением от всех податей и податей и налогов правительству сроком — десять лет, а монастырям — пожизненно.
В период I710-I7I2 гг. Елисей перевёз из мос­ковского уезда четыре семьи Соповых и одну семью — Куклюха, все они были близкими родственниками Елисея. Пять хозяйств выбрали место для поселения на развилке нескольких ручьёв, вблизи лесных массивов и сенокосных угодий. Четыре семьи СОПОВЫX поселились на западном берегу речки, а КУКЛЮХА — на восточном берегу возле живительного родника-ключа. С прибытием на место поселения принялись строить жильё, хозяйственные постройки, благо строительного материала было вдоволь. После постройки приступили к расчистке и раскорчёвке земельных участков под огороды и посевные площади яровых и озимых культур. Природные условия здесь были хорошие: умеренный климат, жирный чернозём, много лесов, хорошие сенокосные угодья и вкусная питьевая вода. Кроме хлебопашества, как основного средства существования хозяйства, жители занимались охотой, рыбной ловлей и заготовкой различных дикоросов. В лесах в изобилии водились волки, лисицы, зайцы, барсуки и другие многие пушные звери, много лесной пернатой дичи. Привольное заготовление сенокосных кормов позволяло жителям содержать и разводить в большем количестве домашней живности: коров, коз, овец, свиней, гусей, куp, индеек, голубей, уток. Особоe значение для каждого жителя имели лошади, их обычно содержали по нескольку голов: 2-3 рабочие, 1-2 выездные и молодые. В большом количестве жители сеяли коноплю, которая шла как продукт питания — конопляное масло и волокно для изготовления одежды, обуви: плащи, порто, рубашки, портянки, лапти. Из пеньки (замашка) изготовлялись разные изделия для упряжи: вожжи, обротя, верёвки, канаты, путы, хлысты, кнуты. Вся мешкотара, большие полотна для укрытия (веретья) хлебных запасов, кормов, возов при поездке на базар, перевозке разных грузов. Большим спросом было сеяние ржи — как основного продукта хлебного, из которой выпекали разные хлебные изделия, изготовляли русский квас, самогон, много сеяли проса для плена и для кормления птицы. Ну, а гречка — это непревзойдённый продукт питания — каша, блины, кислое тесто и пр. Много сеяли овса для корма скоту, других злаков — ячмень, кукуруза, горох, чечевица, и разные бахчевые культуры — капуста, редька и пр.
Хозяйство велось натуральным способом, все продукты питания, одежда, обувь, домашняя утварь, посу­да изготовлялись собственными силами и из собствен­ного сырья и материала. В зимнее время мужчины заготавливали лесные материалы, подделывали сани, вили верёвки, плели лапти и занимались ведением хозяйства. Женщины, кроме обычной домашней работы, занимались пряжей волокна из конопли, замашки, овечьей шерсти. Ткали станом полотно для белья, постельной принадлежности и вещей домашнего обихода — полотенца, рушники, скатерти, салфетки, занавески, ковровые дорожки, а также предметы украшения — шарфы, разноцветные подпояски и пр. Очень кропотливая и трудоёмкая работа, отнимавшая много времени как у мужчин, так и женщин, — это приготовление суконной пряжи и изготовление самой одежды: зипунов, суконных пиджаков, брюк, юбок, варе­жек, онуч и валенок. Шили полушубки, тулупы, шапки.
Место жительства поселян было глухое, отдалённое от всех более населённых пунктов, и считалось окраинной полесой, т.е. пограничной зоной, поэтому каждый житель обязан был иметь необходимые военные доспехи — оружие, боевого коня, одежду и снаряжение на случай вторжения в пределы государства полевых кочевников, а особенно в то время крымских татар, которые неоднократно опус­тошали окраинные русские земли и даже доходили до са­мой столицы МОСКОВСКОГО государства и три раза сжигали МОСКВУ. Вот почему, куда бы не отлучался местный житель, он всегда должен быть в полной боевой готовности: то ли пашет, то ли косит, тем паче, если куда-нибудь отлучается на долгое время. На случай вторжения неприятеля, они обязаны не­медленно сообщить по инстанции или в ближайший пог­раничный участок, где находились постоянный или более сильный гарнизоны. Как правило, кочевники и татары поч­ти полностью уводили с собой всех жителей, особен­но женщин и молодёжь как рабочую силу и предмет работорговли. Весь рабочий скот и птица полностью забирались для питания войска и как трофейное имущество, не говоря о домашних ценностях.
Вот почему с приближением неприятеля все оставшиеся в поселении жители, забирая весь домашний свой скарб, скот, птицу, продукты питания, уходили в глухие лесные чащобы, им только одним известные, жизнь была полна опасностей, но тем не менее она скрашивалась тем, что было кругом приволье и не бы­ло того повседневного ярма, которое крестьяне терпели в центральных районах Русского государства от своих извечных угнетателей — бояр и всех рангов духовенства. Радостно было и то, что не нужно было платить какой-то кому-то разнообразный налог. В связи со льготами в хозяйстве создавалось много излишков продуктов: зерна, мяса, шерсти и других товаров, которые крестьянин мог свободно реализовать. Эти излишки вывозились главным образом в торговые центры КУРСКА, расположенного в 70 км от места жительства, и второй торговый город ОРЁЛ. Поездка в эти города была долгой, на лошадях, трудной, сопряжена с большими опасностями в дороге, ибо по дорогам, особенно лесным, шастали целыми шайками разбойники (тати), поэтому в одиночку почти не ездили, а собирались по нескольку человек, у каждого человека по 2-3 гружёных товаром подводы.
Приезд домой хозяина из города — большой праздник для всей семьи. Каждому куплено по подарку, гостинцы, обновы, игрушки, сладости. А сколько рассказов о городском житье-бытье. После сытного ужина в жарко натопленной избе все забираются на русскую печь, полати и слушают рассказы отца или брата о поездке в город, как прошла торговля, что видели, что ели-пили. Особенно было интересно слушать рассказы о разбойниках, если они встречались, это захватывало воображение домашних.
Первоначальное название поселения было по имени их жильцов. Где поселились СОПОВЫ, так и называли по имени его владельца ЕЛИСЕЕВКА. А где поселились КУКЛЮХА — прозвали КУЛИГА. Эти названия сохранились и по сей день. Для записи в административном порядке дали общее название по случайному признаку. По реке ТИМ уже располагались в то время довольно крупные сёла, деревни, хутора — Шабановка, Успенка, Карандаково, верхний-Колодец, где в большом количестве было настроено водяных и ветряных мельниц, толкушек, крупорушек и других предприятий — для которых в большом количестве требовались громадные дубовые валы (ЛЕЖНИ). Наличие больших дубовых массивов, находящихся в распоряжении государственной казны, не давало возможности свободно заниматься частным предпринимателям заготовкой ЛЕЖНЕЙ для своих мельниц, крупорушек и других целей.
(Продолжение в следующем номере).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте так же