https://службапоконтракту.рф/

О проблемных вопросах детско-родительских отношений

23 мая

277

0

Воспитание ребёнка — одна из самых сложных и очень важных задач. С первой минуты появления ребёнка в доме родители несут ответственность за то, как сложится его жизнь, каким он станет, когда вырастет.

Мы мечтаем видеть в наших детях идеал и разочаровываемся, когда нарисованный нашим воображением образ всё меньше и меньше соответствует ожиданиям? Пожалуй, именно в этом и кроется источник большинства психологических проблем взаимоотношений детей и родителей. К сожалению, очень многие из нас не могут воспринимать ребёнка как человека, имеющего право на ошибку. Более того, многие папы и мамы порой забывают, что это самостоятельная личность.
У каждого человека есть определённый набор потребностей. И закладываются они в его детстве на уровне среды обитания. И тут может быть только два варианта: благополучная среда или неблагополучная. Если в детстве потребности хронически не реализовывались, то, повзрослев, получив больше знаний и навыков, человек будет стремиться обрести то, чего у него не было в детстве. В этот процесс включится механизм гиперкомпенсации. Если простым языком, то стандартной реализации той или иной потребности человеку уже НЕ будет хватать. Эти моменты легко проследить на конкретных примерах:
1. Достаток. Допустим, ребёнок жил в бедной семье, в которой хронически не хватало денег на самые обычные нужды. Что происходит с его потребностью в достатке? Она фрустрируется. И уже во взрослом возрасте такой человек никак не будет равнодушен к деньгам. Он может быть жадным или щедрым, но не будет спокойно относиться к деньгам: будет постоянно их считать (у себя, а то и у окружающих), копить, зарабатывать, откладывать, опять зарабатывать, опять откладывать.
2. Семья. Уже во взрослом возрасте люди, прошедшие детскую нехватку семьи вследствие смерти родителя, развода или банального отказа взрослых от участия в жизни ребёнка (это могут быть конфликты родителей между собой или с ребёнком, ситуация вечно работающих мам и пап, которые скидывают ребёнка на бабушку и дедушку, ситуация пьющих родителей), начинают заводить свои отношения с определёнными особенностями.
Первый вариант — это всепрощающие отношения. Когда ради сохранения семьи партнёру прощается всё, что угодно, вплоть до измены и рукоприкладства. Второй вариант — постоянные требования к партнёру, как нужно изменить своё поведение ради семьи, ненасытность в получении внимания. Третий вариант — готовность идти на уступки тогда, когда партнёр манипулирует своей возможностью покинуть семью.
3. Признание. В основе — любые варианты с дефицитом признания. Например, активный класс, в котором ребёнку не доставалось никаких значимых лавров; критикующие, скупые на похвалу и любое положительное подкрепление родители. Во взрослой жизни это может привести к повышенной конфликтности, постоянной тяге к конкуренции, спорам.
4. Одобрение. В отличие от потребности в признании, нехватка одобрения завязана на узкой критике поведения, направленного на самого себя («ты ведёшь себя, как эгоист», «только о себе думаешь» и т.п.), жёсткой привязке к внешней оценке (чаще родительской) и эмоциональной скупости родителей. Часто это приводит к тому, что во взрослой жизни человек сознательно или бессознательно избегает любых конфликтных ситуаций, постоянно старается сдерживать гнев, презрение, печаль. Ему присуще избегать ситуаций, в которых о нём могут сказать что-то плохое.
5. Поддержка. Причиной ощущения дефицита поддержки могут стать ранний переход к самостоятельности, когда ребёнок вынужден сам принимать значимые решения в своей жизни или пассивная позиция родителей, или активные требования родителей, чтобы ребёнок достиг больше, чем они в своей жизни. Это может привести во взрослом возрасте к сложностям в принятии решений, особенно тех, что касаются семьи и отношений, низкому уровню инициативности, стремлению избегать ситуаций, в которых нужно самому (в одиночку) двигаться к цели.
К сожалению, в нашей стране отсутствует культура запроса на психологическую помощь. Большинство родителей не умеют просить о ней, боятся выглядеть глупыми, неумелыми, неполноценными. Но, чтобы не доводить дело до кризисных случаев, необходимо помнить, что любую проблему легче предупредить, чем исправить. Если мама и папа не знают, как поступить в той или иной ситуации, нужно без боязни и промедления обращаться за помощью к специалистам. В нашем районе консультирование по проблемным вопросам детско-родительских отношений проводят социальные педагоги филиала Щигровского центра соцпомощи Татьяна Чупахина, Ольга Панюкова, сотрудники отдела по опеке и попечительству Оксана Енина, Оксана Сидельникова, Оксана Леонова, специалист районной службы медиации педагог-психолог Елена Власова, психолог детского сада «Солнышко» Елена Решетюк, медицинские психологи, юристы, специалисты по социальной работе, врач-психиатр. Родители могут получить своевременную профессиональную помощь в кризисных и конфликтных ситуациях.

Оксана Сидельникова, специалист по соцработе

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте так же