ОТ ПАНК-РОКЕРА К СВЯЩЕННИКУ С ЗАЕЗДОМ В АРКТИКУ
В 90-х в Тиме существовала группа, игравшая тяжёлый рок с элементами инди-панка; бывший директор школы в наказание мыл пол в туалете; на полярных станциях не приветствуют священников в качестве работников; а чтобы попить чаю с профессором Кембриджа, нужно добраться до Арктики. Заинтригованы? Тогда обо всём по порядку. Начнём с краткого знакомства.
ДЕТСТВО
Герой сегодняшнего рассказа тимчанин. Мама трудилась мастером существовавшего тогда в посёлке маслозавода, папа водителем. Взрослые работали почти круглосуточно. Детство проходило «под горками», где играли летом в индейцев, зимой в хоккей. Там же, став постарше, и курить учились — сначала веник и верёвку, затем похищенные у родственников дешёвые и не очень папиросы.
В школе мальчик Олег любил литературу, физику, историю, химию, особенно опыты, которые проводил и дома. От любви к химии и пострадал — в 6 классе с другом и младшим братом нашли запал от немецкой мины и решили понаблюдать за горением тола. Он неожиданно сдетонировал. Наш герой оказался в реанимации. Его и соучастников изрядно покалечило. Полгода учёбы было пропущено, что сказалось на успеваемости, однако потом удалось нагнать, и школу он окончил без троек в аттестате.
Увлекался астрономией. Делал с тем же «взрывоносным» другом из бабушкиных очков первые телескопы. Мечту о настоящем хорошем телескопе он пронёс через годы и недавно даже частично воплотил.
В 89-ом году в аккурат перед 10 классом, впечатлившись причёской героя из фильма «Команда «33» и воспользовавшись парикмахерскими услугами соседских девчонок, Олег стал счастливым обладателем ирокеза. А ещё проколол ухо в тимской больнице. В школу первую неделю ходил с золотой серьгой. Красота, как известно, требует жертв: однажды за свой эпатажный образ тимчанин даже чуть не пострадал от курского гопника.
МУЗЫКА
В 90-х в Курске существовала Ассоциация независимой музыки. Жила она в старейшем вузе области — Курском государственном университете (тогда педуниверситете). На базе Ассоциации родился клуб «Аристон», ставший площадкой для музыкального старта многих известных коллективов и исполнителей. Базировались и выступали группы вначале в бывшей библиотеке для слепых, ныне храмовый корпус Троицкого монастыря постройки 17 века. Не прошли мимо него и четверо тимских парней — Олег Куракулов, герой сегодняшнего повествования, Владимир Куракулов (сейчас он директор Тимского краеведческого музея), Игорь Шалапинин (трудится на ниве строительства) и Евгений Останин (живёт и работает в Курске).
Играли сначала на кастрюлях и ломаных акустических гитарах. Не было усилителей, нормальных микрофонов. Однако уровень рос. Создали рок-клуб «Сумерки», который репетировал на первом этаже бывшего Дома пионеров. Группу назвали «Пиранья».
В полупанковской разностилевой команде Олег Куракулов, которого друзья по музцеху звали Биллом, был вокалистом, продюсером и поэтом. Однажды они выступили в тимском спорткомплексе. Отвоевать своё участие в концерте было непросто: ради удовольствия нести рок-культуру в сельские массы «Пираньи» целый день устанавливали аппаратуру, вешали колонки в здании. Им разрешили выступить последними. Даже сегодня, в 2021-м, в нашем консервативном посёлке, думаю, не так много ценителей инди-металла, а уж тогда, в начале 90-х, тимчане при первых аккордах с концерта просто в ужасе удрали. Но, впрочем, парни всё равно доиграли.
Следующее выступление группы «Пиранья» состоялось уже в 93-м в областном центре. Команд было много, и ребята очень волновались, но отыграли замечательно (слава интернету, мне удалось увидеть видеозапись). А ещё тимские рокеры выступили однажды в Курске перед областным театром на Дне города.
Побывали куряне и на легендарном фестивале Monsters of Rock на поле аэродрома Тушино в Москве, 1991 год. Хедлайнером фестиваля были AC/DC, выступали Metallica, Pantera и Black Crowes. Советский Союз представляла метал-группа «Э.С.Т.». Из-за многочисленных столкновений между зрителями и силовиками фестиваль прозвали в народе «тушинским побоищем».
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ
Прошло совсем немного лет, и лихо трясущий хаером (слэнг от англ. hair — волосы) вокалист Билл с того концерта стал Олегом Анатольевичем, директором школы в Кировке, вождём 14 учителей и 74 учеников, «полным директором неполной средней школы», как он себя иронично называл. Времена были безумные: менялись деньги, ценности, и молодому руководителю приходилось туго. Детей надо было не только учить, но и одевать, кормить, возить. Месяцами не платилась зарплата, не выделялись деньги на ремонт, приходилось из Тима в Кировку и обратно ходить пешком. Помогали, чем могли, родители и друзья: возили в школу, доставали стройматериалы, принимали участие в организации мероприятий. А Олег Анатольевич директорствовал, т.е. получал редкие зарплаты и частые затрещины от РайОНО. Продержался три года. Потом перевёлся в Тимскую среднюю школу преподавать историю и обществознание.
ПЕРЕЛОМ
Первый религиозный вопрос возник у нашего героя ещё в раннем детстве. Глядя на звёздное небо и осознавая, что Вселенная бесконечна, размышлял, что же есть бесконечность? Желание заглянуть за грань бытия, постичь секреты происхождения мира толкало к детальному изучению вопроса.
Была и мистическая составляющая духовного пути. Из-за длинных волос и бороды Олега Анатольевича частенько принимали за священника. Как-то встретился с батюшкой, ныне своим духовным отцом, покойным протоиереем Ильёй Твердохлебом, который в короткой беседе произнёс пророческие слова: «Ты должен быть среди нас!»
Решающим же моментом прихода в Православную церковь стал пример друга, которого рукоположили в священники после учёбы в Белгородской семинарии. Наблюдая, как меняется человек под влиянием веры, осознал, что хочет так же.
Началась церковная жизнь. Приходилось совмещать школьную и административную нагрузку с ритмом церковного календаря. Первая исповедь, первое причастие, первая служба… Учился читать на церковнославянском, алтарничал, выполнял церковные послушания.
К тому времени Олег Анатольевич параллельно с преподавательской деятельностью был народным заседателем в Тимском районном суде, ему даже прочили юридическую карьеру. Очень тёплые отношения сложились с учениками. Однако он твёрдо решил получить духовное образование. Отговорить от поступления в семинарию пытались почти все: домой к своему учителю пришёл с этой целью весь класс, мама плакала, некоторые друзья решили, что товарищ попал в секту, нуждается в помощи, и осторожно выводили на откровенные беседы… А Олег Анатольевич ещё никогда прежде не был так уверен, что поступает абсолютно правильно.
Кстати, друг, пример которого вдохновил, — это хорошо знакомый тимчанам отец Евгений Ефанов, настоятель Георгиевского храма в селе Становое.
СЕМИНАРИЯ
В 2000 году началась учёба. Это был зрелый курс, состоявший в основном из семинаристов с определённым жизненным багажом и твёрдой целью посвятить себя церкви.
«По здоровью я не служил в армии, но год семинарии восполнил этот пробел. Бывший директор школы мыл полы в туалетах, жил в келье, где, как в казарме, обитали ещё 25 человек, из имущества — только короб под кроватью с ничтожными съестными припасами и тумбочка на двоих, — рассказывает Олег Анатольевич. — Режим тоже был армейским. Там я прошёл своеобразную духовную и телесную фитнес-школу — сбросил 30 кг. С первого курса меня, как и в институте, назначили старостой группы. Здесь мне очень пригодился опыт руководителя. Как-то меня наказали за горстку шелухи от семечек, оставленную нерадивым семинаристом на лестнице накануне приезда владыки. Месяц три раза в день я должен был мыть туалет и территорию размером примерно, как магазин «Пятёрочка» в Тиме. Первый раз мне удалось это сделать самому. А потом очень выручала братская помощь нынешних дьяконов и иереев Русской православной церкви Белгородской епархии. В этих тяжёлых режимных условиях я нашёл самых настоящих и преданных друзей, с которыми не расстаюсь и по сей день».
В 2005 получил диплом, параллельно работая в православной школе-интернате «Плёсково» в Подмосковье.
О ЦЕННОСТИ ПРОШЛОГО
В 2006 году Олег Анатольевич узнал из статьи харьковской газеты об офицере Харьковского полка Фёдоре Ильиче Лысенко, пленителе вождя польских повстанцев Тадеуша Костюшко. В материале упоминалось, что могила героя находилась в Тиме рядом с кладбищенской церковью и перед революцией была ещё цела. Историк, дипломная работа которого как раз касалась прошлого родного посёлка, не смог пройти мимо. Рассказал своему другу Владимиру Куракулову, директору музея, а тот вспомнил, что встречал надпись на надгробье, упомянутую в статье «Здесь тело отставного ротмистра Фёдора Ільіча Лысенко, родился 1751 г., февраля 19 дня, жил 81 год, 2 месяца и 11 дней. Въ жизни своей на войне самъ взял Костюшку в пленъ». Совместными усилиями могила была найдена, и в 2007 году на ней поставлен и освящён крест.
В 2011 Олег Куракулов совершил постриг и был рукоположен в иеромонахи. «На этом мы попрощаемся с панком Биллом, учителем Олегом Анатольевичем и поприветствуем отца Иоасафа…» — планировала я подытожить эту часть повествования. Однако во время разговора с ним поняла, что поторопилась и с выводом, и с формулировкой. Рокерскую юность и педагогическую работу он вспоминает с любовью, благодарностью и добрым юмором. Действительно, в самом начале воцерковления пытался отринуть всё прошлое и мирское, даже раздаривал записи любимых исполнителей, считая, что на новом пути прошлым увлечениям не место. По словам отца Иоасафа, это типичное поведение для тех, кто только пришёл к вере и намерен посвятить себя ей. Однако позже осознаёшь, что ничто в этом мире не случайно, и именно благодаря своему уникальному опыту, событиям и увлечениям из вчерашнего дня ты и становишься лучшей версией себя в дне сегодняшнем. Батюшка не потерял любви к хорошей музыке и интереса к астрономии, а учителем успел поработать, уже будучи в монашеском сане.
ТИКСИ
Вера. Она всегда проверяет на прочность и твёрдость духа. Место, где сейчас служит отец Иоасаф, — настоящий полигон испытаний веры, смирения и преданности своей миссии.
Итак, Арктика. Самый северный посёлок Якутии Тикси, Булунский улус, берег моря Лаптевых. Посёлок условно делится на Тикси-1 и Тикси-3 (там воинская часть). От Тима это около пяти тысяч километров. Википедия рассказала мне, что ранее «Бухта встреч», как её называют в народе, носила куда менее поэтичное имя — Горелая. Один из членов исследовательской экспедиции, покорённый красотой этих мест, отметил, что бухта будто говорит о необходимости новой встречи с ней. Спросили переводчика, как звучит «встреча» на местном наречии, получили ответ — «тикси». Так бухта получила новое имя. Кстати, название посёлка звучит у местных не как можно подумать из написания — Тикси-
один, а Тикси-раз.
По поводу повторной встречи в случае отца Иоасафа исследователь попал в яблочко: священник в миссии в Тикси уже во второй раз, провёл там год в 2012‑2013. Вернулся обратно в 2017 уже надолго, став и.о. настоятеля Серафимо-Никольского храма.
Каково было первое впечатление от Тикси? «Что я вообще тут делаю? Почему я здесь? — откровенно отвечает отец Иоасаф. — Заброшенные заколоченные дома, малолюдно на улице. Да ещё и оба моих приезда выпадали на момент, когда какой-нибудь их этих пустующих домов разбирали и сжигали. Сжигаемый дом, который потом долго дымит, на фоне таких же заброшенных… Пейзаж апокалиптически жутковатый. Однако потом выпадает снег и картина меняется, становится красиво».
Пейзажи после Черноземья кажутся инопланетными — помимо мерзлоты, белизны, заброшенности глаз режет отсутствие деревьев. Даже кустарники в Тикси — редкость. Всюду сопки, горы, не видно земли — под ногами скалистая порода. Зато в сезон здесь в изобилии растут белые грибы и северные ягоды.
Когда Бродский писал, что «лучше жить в глухой провинции у моря», вряд ли он помнил о существовании Тикси у моря Лаптевых. От вьюги здесь как раз-таки слишком близко. Средняя зимняя температура в арктическом посёлке –40 градусов, летом бывает до +5. Поэтому и отопление отключают максимум на неделю в качестве профилактики. Снег может выпасть и в июле. Зимой приходится ходить в балаклаве и лыжных очках, чтобы лицо не обжёг мороз. Хотя погода здесь любит преподносить сюрпризы и весной: однажды во время пасхального богослужения кадило в прямом смысле примёрзло к рукам отца Иоасафа. Вместе с тем находились и желающие окунуться в –40 на Крещение в освящённую иордань.
Есть в Тикси и ещё одна особенность — на зданиях в изобилии остались советские надписи, рисунки. Фото из посёлка — будто кадры из фильма времён СССР.
Жизнь в Арктике приучила заделывать щели окон, дверей снегом, смешанным с водой. Такая «замазка» держится до весны и обеспечивает помимо тепла ещё и отсутствие снега в помещении — здесь через миллиметровую щель за пару дней надувает сугроб.
А ещё в посёлке большие проблемы со связью и интернетом, последний очень дорогой, но всё равно нестабильный.
Добираются до Тикси в основном самолётом с пересадками, из Москвы до Якутска, из Якутска уже до Тикси. Летом можно на теплоходе, но идти придётся четверо суток.
РАБОТА
Не имея работы, в Тикси сложно прожить даже священнику — ценники в заполярных магазинах, пожалуй, поагрессивнее морозов. За килограмм помидоров вы заплатите около 400 рублей, а за 10 несчастных шурупов — 100. Кроме того, рядовая для жителей ЦФО бытовая покупка каких-нибудь мелочей, к примеру для ремонта, не только влетит за полярным кругом в копеечку, так ещё и поиски нужного товара станут увлекательным долгосрочным «квестом» — его может просто не оказаться на прилавках магазинов. Продукты, медикаменты и корреспонденцию сюда доставляет авиация, а товары длительного хранения — теплоход во время трёхмесячной летней навигации или зимними трассами (по замёрзшему льду). Отсюда и цены в среднем в 3–4 раза выше курских.
Отец Иоасаф трудился в посёлке учителем истории и обществознания в 2012‑13, технологии и ОБЖ в 2018-ом. К взаимодействию с детьми его подход не меняется — «живые» уроки в свободной форме, споры и поиск истины. Однажды во время чаепития с профессором Кембриджского университета, занесённым в заполярный Тикси по научной работе, обсуждали различия и особенности преподавания в России и Англии. В Кембридже приветствуется наличие собственного мнения, зачастую отличного от мнения педагога, умение это мнение отстоять. У нас же, особенно в школах, стиль «ты думаешь неправильно, думать надо вот так», к сожалению, не редкость.
Отец Иоасаф убеждён — в любой сфере человеческих отношений, будь то учитель-ученик, священник-прихожанин или любой другой пример, важно взаимоуважение, способность вести диалог на равных, дать информацию, помощь, поддержку, не давя собеседника авторитетом или опытом. В Тикси он завёл традицию — каждое воскресенье после службы они вместе с прихожанами идут пить чай и разговаривают на любые темы — погода, цены, политика, увлечения, события и впечатления.
Кстати, об удивительных впечатлениях — довелось отцу Иоасафу поработать на полярной станции, занимающейся наблюдением оптических явлений в верхних слоях атмосферы (полярных сияний и космического излучения).
Был дежурным дизелистом. Дежурили по двое, следили за непрерывной подачей электричества и в случае его отключения подавали на приборы ток с дизелей. Благо форс-мажоров практически не случалось, поэтому было время и почитать, и подумать, пособирать на станции грибы, ягоды и подружиться с местными собаками. Здесь же написали песню о Тикси, автором слов стал отец Иоасаф. Проработал, правда, недолго — не любят иметь священников в подчинённых: наорать, начальственно гневаясь, не комильфо, обматерить тоже несолидно, поэтому стремятся аккуратно избавиться от столь некомфортных для общения сотрудников.
ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ
Религиозная община в Тикси невелика, постоянных прихожан 10‑15 человек. Кто-то заглядывает в моменты душевного кризиса, кто-то из интереса. Причин небольшой посещаемости храма несколько: во‑первых, люди здесь трудятся на двух-трёх работах и в воскресенье часто хотят просто отдохнуть дома; во‑вторых, многие сюда приезжают именно для заработка, а в церковь ходят по возвращении домой. А кто-то просто религиозно нейтрален.
Несмотря на то, что Тикси русский посёлок, живёт он традициями коренных народов. Например, сочетают воскресные походы в храм с языческой традицией задабривать духов тундры «кормлением огня» перед рыбалкой или охотой. Изредка в храм приходят с желанием креститься подвыпившие изрядно аборигены. А вот дети в храме частые гости — забегают попить, погреться и, конечно, с главной целью — поесть конфет с чаем.
Тиксинцы по складу характера отличаются от курян. По наблюдениям отца Иоасафа, их яркие черты — неспешность, отсутствие лишней суеты. Им присущи неторопливость, некий фатализм. Впрочем, это вполне объяснимо и напрямую связано с внешними условиями — когда твои планы даже на ближайший час в любой момент могут пустить насмарку непогода и аврал, понемногу отучаешься их строить и задавать себе временные рамки.
А СНИТСЯ НАМ ТРАВА У ДОМА…
Наши беседы проходили по телефону и в мессенджерах. Помимо их содержания, очень увлекательно было наблюдать отношение отца Иоасафа к идее рассказать о нём в газете родного посёлка. Интереснейший собеседник и отличный рассказчик, он с огромным энтузиазмом отнёсся к моему предложению, охотно отвечал на все вопросы, однако немного опасался получить высокопарно-
одическую статью, где журналист так перестарался с восторженными эпитетами, что после прочтения можно ощутить себя самозванцем в собственной же истории.
Акцент не на личности, а на её деле и цели он предпочитает не только в рассказах о себе, это касается всего его мировоззрения. Если кратко сформулировать философию отца Иоасафа, то священник провожает к Богу, и на этом пути очень важно, чтобы человек своего проводника не боялся, мог ему довериться и открыться. Для этого нужно совсем немного: не отпугивать людей от Церкви высокомерным осуждением и «маркетингом»; уметь наставить на путь Истины, при этом не давя саном, не давая оценок и не навешивая ярлыков, пытаясь сплотить вокруг себя общину близких по духу и таких разных по характеру христиан. Фигура священника не должна быть авторитарной на дороге человека к Богу, однако по этой дороге он идёт рядом и готов помочь оступившемуся.
Смог ли Тикси стать домом для отца Иоасафа? Он привык к полярной ночи и полярному дню, любовался Северным сиянием, собирал дары тундры, писал песни и стихи, освящал иордань в Северном Ледовитом океане для окунания, слышал от якутских детей теорию о своём «божественном бессмертии», продолжает выдерживать соперничество с духом тундры. Словом, священник с радостью смирения принимает свою миссию, стараясь нести свет и тепло веры в ледяную Арктику. А домом его всё равно остаётся наше Черноземье. Постоянно тревожится о пожилых родителях, и по деревьям и зелени скучает, и мечты есть — поставить в Тиме памятник любимому писателю — Чехову, в своих «Степи» и «Самом большом городе» о нашем посёлке рассказавшему; купить на аукционе единственный оставшийся оригинал журнала «Осколки» с упомянутым рассказом. А ещё с бывшими участниками «Пираний» пишут историю группы, которой позже обещали поделиться, так что с отцом Иоасафом мы ещё встретимся.
Олеся ВОЛОВЕНКО
Евгения
17.02.2021
Помощи Божьей, дорогой отец Иоасаф!
Наталья
17.02.2021
Какая удивительная судьба! Пока районные газеты способны на такой уровень статей, пресса будет жить. Браво герою и автору!
Yurdin
17.02.2021
Достойная статья о замечательном человеке. Спасибо!
Галина
12.06.2021
Помню вас батюшка Иоасаф по Тикси-3 в нашей маленькой часовенке.! Здоровья, вам, сил и Божьей помощи нам всем!