https://службапоконтракту.рф/

ВОЕВАЛИ МУЖЕСТВЕННО И ОТВАЖНО!

19 февраля

4396

0

Прошлой осенью ко мне обратился Анатолий Смирнов из Донецка, приехавший навестить родных в Тимский район. Он попросил рассказать землякам о его дяде-краснофлотце, воевавшем в Заполярье, что я и делаю.
КУРЯНЕ-СЕВЕРОМОРЦЫ
Со слов Алексея Ивановича Волкова, многие годы руководившего Советом ветеранов ВМФ областного центра, я знаю, что на Северном флоте воевало немало молодых парней, призванных из Курской области. Кстати, ярким примером этому может служить и сам Алексей Иванович, уроженец Рыльского района, который в 1943 году был призван в армию, попал на Север и воевал на минном заградителе «Юшар». Стоит ли говорить о том, что, имея на борту две сотни громадных морских мин, в случае попадания одной лишь бомбы (про торпеду уже и не заикаюсь), заградитель взлетел бы на воздух вместе со всем экипажем. Но им повезло, минзаг и экипаж в войну уцелели. Алексей Иванович вернулся в родные места: учился, работал в Курском морском клубе, затем трудился на секретном предприятии. Я очень благодарен ему за то уважение, с которым он относится ко мне многие годы. Молюсь о его здоровье, чтобы жил ещё не один год, ведь фронтовиков ныне остались единицы.
В 2003 году в Курске вышла книга писателя Александра Харитановского «Матрос Стаханов и премьер Черчилль». Книгу эту можно найти в разных библиотеках, и я искренне рекомендую прочитать её не только юным, но и тем, кто старше. В документальной повести автор рассказывает об уроженце деревни Раково Советского района Курской области — Алёше Стаханове. Учившийся плавать на степной речке Кшень, он и не думал, что судьба забросит его на Северный флот. Будучи сигнальщиком сторожевого корабля (СКР) «Бриллиант», после попадания в корабль торпеды Алексей оказался в ледяной воде в полном одиночестве (СКР и экипаж погибли), но сумел взобраться на спасательный плотик и чудом добраться до берега. Эта повесть перекликается в моём сознании с рассказом Джека Лондона «Воля к жизни», ведь наш земляк продемонстрировал недюжинную силу воли, мужество и русский непобедимый дух, борясь со смертью. Но берег в этом месте оказался, увы, безлюдным…
Вторая глава повести Харитановского посвящена морякам-курянам. Она так и называется — «Соловьи» в Арктике». Учитывая формат газетной полосы, назову имена лишь некоторых земляков, воевавших в 6-м дивизионе тральщиков. Тральщики эти были переданы нам по Лендлизу, строились в Америке по проекту «АМ», поэтому наши моряки именовали их ласково — «амики». На театре военных действий, о котором идёт речь, действовали тральщики с номерами от «Т-111» до «Т-120». Как пишет Харитановский: «…На «Т-120» сложилось целое землячество из курян — семеро, считай, каждый десятый член команды!»
Здесь служили Егор Гуторов (из Курска) — рулевой тральщика «Т-120», друг Алёши Стаханова, комендор Павел Каширин, Анатолий Негара. Николай Фурманов (курянин) был электриком на «Т-116». Этот тральщик потопил немецкую подлодку в районе острова Мона, — рассчитался за потопленный транспорт «Марина Раскова».
КОМЕНДОР ТРАЛЬЩИКА «Т-117»
А теперь расскажу и об Илье Александровиче Королёве 1926 года рождения из села Быстрецы Тимского района. У меня на руках есть копия Наградного листа (приказ № 033 от 17.05.45 г., КСФ) на комендора зенитного 3-го класса ТЩ-117 6ДТЩ краснофлотца Королёва Илью Александровича, — представление на медаль Нахимова (флотский аналог медали «За боевые заслуги»). Флотская аббревиатура не всем понятна, поясню, что Илья Королёв служил артиллеристом-зенитчиком на тральщике «Т-117» в 6-м дивизионе тральщиков. В феврале 1945 года был отмечен ещё и медалью Ушакова (флотский аналог медали «За отвагу»).
Из Наградного листа я узнал, что Илья Королёв в РККА с 1943 года и ранее уже представлялся к медали «За оборону Советского Заполярья» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 декабря 1944 года).
Далее в изложении личных боевых заслуг читаем (орфография здесь и далее сохранена): «… участвовал в обороне Сталинграда в составе 95 полка.» Правда, мне непонятно, почему же тогда в данном Наградном листе говорится, что в РККА он с 1943 года? Ведь бои за Сталинград начались ещё в июле сорок второго года.
«…В 1943 году призван в ВМФ на Северный Флот. По прибытии на корабль в короткий срок изучил на отлично вооружение корабля и назначен командиром «Эрликона» (20-миллиметровой зенитной автоматической пушки). За период пребывания Королёва кораблём выполнено 94 боевые операции, отконвоировано 222 транспорта, кораблём пройдено 37990 миль.
При выполнении Правительственного задания по выводу ледоколов «Иосиф Сталин» и «Северный ветер» из Карского моря в порт Молотовск в сложных метеоусловиях отлично содержал свой боевой пост и нёс вахту по готовности 2.
20 января при оказании помощи и взятии на буксир Э/м «Разъярённый» в темноте расклепал якорь-цепь, что дало возможность взять миноносец на буксир и прибуксировать в порт, при этом Королёв проявил мужество и отвагу. При тралении в паре с ТЩ-116 заметил след торпеды и доложил на ГКП (главный командный пункт корабля), благодаря чему корабль отвернул и остался на плаву.
За мужество и храбрость, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, представляю краснофлотца Королёва к правительственной награде — медали Нахимова.
Командир ТЩ-117 6 ДТЩ капитан-лейтенант Козлов. 10 апреля 1945 г.»
Вячеслав ЖИДКИХ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте так же